Держим курс на Арктику по Северному морскому пути.
Российская Федерация собирается превратить лежащий через Арктику Северный морской путь в важный торговый маршрут международного значения. В связи с этим государство намеренно наращивать Российский ледокольный флот. Для оживления Северного морского пути власти надеются создать развитую транспортную инфраструктуру в Арктике, отсутствие которой в настоящее время мешает планам по освоению региона.
Выгода развития проходящего через Арктику пути между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона очевидна, он почти на треть короче традиционного южного маршрута, безопасен, а также приведёт к значительному сокращению транспортных расходов.
Эксперты советуют не ждать быстрого экономического эффекта на грузовые перевозки от освоения региона, но соглашаются с тем, что заниматься этим стратегически важно.
Северный морской путь – это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике. Он обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).
Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.
У Советской России уже был опыт освоения Северного морского пути, это воспринималось народом как подвиг.
За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.). В течение первых 20 лет советского периода стимулом к развитию освоения Северного морского пути стали экономические интересы СССР.
Советский союз считал Северный морской путь и освоение Арктики средством реализации оборонной политики в регионе. Тратил на это огромные материальные средства и людские ресурсы. Стремясь покрыть часть расходов на содержание Северного морского пути за счет получения валютных средств за проводку иностранных судов по этому маршруту. Однако ни одно иностранное судно не воспользовалось предложенными транспортными услугами. Сказалось отсутствие у международных судоходных компаний информации о выгодности и безопасности транзита по Северному морскому пути.
Главное препятствие для прохода судов — лёд. Современные ледоколы способны при необходимости, организовать круглогодичную навигацию. Россия обладает таким флотом, опытом и технологиями строительства таких кораблей.